ПОЧЕМУ ДЕТИ ВОРУЮТ? И КАК НА ЭТО РЕАГИРОВАТЬ?
Читать родителям и педагогам!
Психолог Яни Ирина Валентиновна
Может быть, эта тема никак вас не касается, не касалась и не коснется в будущем, тогда просто пропустите этот материал. Возможно, вы иначе взглянете на поведение своего ребенка и установите с ним более доверительные отношения.
Тема детского воровства щекотлива и непроста для восприятия. Причин этому очень много.
Причина 1. Сильное желание чем-то обладать, вопреки голосу совести. «Я хочу это прямо сейчас и не знаю, как это попросить, и не приемлю отказа, даже если попрошу. Поэтому возьму тихонько сам».
При таком раскладе ребенок может поступить импульсивно, а может вынашивать план захвата вожделенной вещички. В любом случае, внутри себя он принимает решение, что только этим способом он может получить желаемое.
Причина №2. Выраженная психологическая неудовлетворенность ребенка. Нет такого желания обладать, как в первом случае, воровство — это КРИК. Крик о том, как плохо внутри, как болит и как не получается эту боль унять.
Ребенок пытается проявить свою боль единственный способом, который оказался доступным. А вот почему из всего многообразия шаблонных реакций у ребенка в доступе именно этот способ, это уже вопрос для раздумий.
Воровство в данном случае - бессознательный порыв привлечь внимание к своей боли. Но обычный, среднестатистический родитель начинает не прояснять, что на самом деле происходит с ребенком, а стыдить и позорить его, ругать и наказывать. Потому как в первую очередь, такое поведение (воровство) ребенка задевает и стыдит самого родителя.
По этой же причине может происходить и воровство из магазина. Кажется, что подростки делают это на спор, на слабо, проявляя таким образом свою взрослось и бунтуя против системы. На самом же деле, за этим вполне может стоять желание быть замеченным. Помните поговорку «каждый вор хочет, чтобы его поймали»? Ведь если тебя поймают, то вызовут родителей, и тогда они уж точно обратят внимание на свое чадо.
Были ли в вашей семье случаи воровства, может это было неоднократно? Тогда самое время задать вопрос: «В чем именно состоит неудовлетворенность моего ребенка, чего не хватает, в чем его нужда?»
Причина № 3 Специфично усвоенные морально-этические нормы. Возможно, по причине пробелов в воспитании. Ребенок не знает, что чужое брать нельзя, потому что у него вообще проблемы с границами! И если в два года это еще может казаться смешным и забавным, потому что ребенок только начинает осваивать этот мир и знакомиться с его правилами и морально-этическими нормами, то в шестилетнем возрасте это уже становится проблемой и воспринимается в любом сообществе как воровство.
Теперь переходим к активным действиям! Что делать, если в вашей семье возник эпизод детского воровства?
Мой ребенок ворует. Звонили из школы, сказали, он украл деньги у одноклассника и это уже не в первый раз. Что мне делать? Мой сын – вор! Как стыдно! Что теперь люди скажут?!
Дорогие родители, первое, что вы должны сделать это начать ДЫШАТЬ и ДУМАТЬ, потому как чувства стыда, которое обрушивается на вас, БЛОКИРУЕТ все созидательные программы! Остается только негатив (раздражение, злость, обида, негодование), а в этом состоянии можно только шашкой махать. Потом голов не досчитаетесь!
2. Если вам с вами случилось такое, прежде чем заклеймить своего ребенка, удостоверьтесь, что он действительно совершил воровство. Проясняйте у учителя, у ребенка, у других детей. Пока не будет достаточных «улик».
3. Напишите план разговора, импровизация не подойдет, иначе вы, скорее всего, скатитесь в привычные «недовольные» чувства.
4. Когда вы достаточно все прояснили и подготовились – начинайте разговор. «Когда я …» далее вы описываете ситуацию без обвинений. Голые факты, которые вы обнаружили в поведении ребенка. Например, вы заметили у него новую игрушку, которую не покупали и денег на нее не давали. Вы говорите: «Когда я вижу твою новую игрушку, которую не покупала, денег на нее не давала и знаю, что папа (кто-то близкий) тоже не давал, я чувствую растерянность, непонимание, желание разобраться, потому что меня это беспокоит. Я не знаю, как эта игрушка к тебе попала, и беспокоюсь за твою безопасность.
В этом шаге Вы описали ситуацию и высказали свои чувства!
5. Теперь необходимо сообщить ребенку, каким образом он сам может исправить ситуацию. И вы проговариваете наилучший вариант возврата игрушки владельцу. Например, «Я бы на твоем месте отнес ее обратно, извинился и сказал, что взял поиграть без спроса».
Ребенку необходимо время, чтобы обдумать, «переварить» информацию и решиться на Поступок. Проговорить решение обязательно! Таким образом, в его детской голове формируются нравственные позиции, которые впоследствии будут определять его поведение.
6. Далее – последствия. Мы даем понять ребенку, что, если он признается, нам будет понятен его мотив, и в дальнейшем мы сможем ему помочь справиться с этим. «И тогда, когда я буду знать, откуда у тебя эта игрушка и почему, в следующий раз, когда тебе что-то захочется, мы сможем это обсудить и решить».
7. Самые сильные слова – про ЛЮБОВЬ! После всего, что вы проговорили, и решили, и предупредили, вы сообщаете ребенку о том, что вы его любите, независимо от того, какой выбор он сделает.
Помните, что больше всего в любви и поддержке нуждается именно тот ребенок, который нарушил норму, своровал, ударил, обидел кого-то.
А у вас в семье были случаи детского воровства? Когда вы сами или дети что-то брали чужое? Как реагировали вы? Ваши родители? Какую реакцию хотелось бы получить?
Если трудно разобраться самим, вы всегда можете получить квалифицированную помощь психологов Центра помощи семье и детям Центрального района по телефону доверия 273-66-25