ЦЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС РАБОТЫ С ГОРЕМ
Переживание горя, быть может, одно из самых таинственных проявлений душевной жизни. Каким образом человеку, опустошенному утратой, удается возродиться и наполнить свой мир смыслом? Как он, уверенный, что навсегда лишился радости и желания жить, сможет восстановить душевное равновесие, ощутить краски и смысл жизни? Как страдание переплавляется в мудрость?
Знать ответы на эти вопросы жизненно важно, ведь всем нам рано или поздно приходится по профессиональному долгу или по долгу человеческому, поддерживать горюющих людей.
В психологии есть термин «работа горя», означающий специфический психический процесс, позволяющий человеку даже в случаях горя, которое нельзя пережить, прийти
к малоутешительному выводу, что с этим придется жить. Затем пройти путь от принятия утраты, к освоению нового способа жизни, уже без утраченного близкого. И все это через душевные страдания и горестные размышления. Это работа по восстановлению целостности, чувства равновесия и полноты жизни человека после ощутимой потери, работа, которую совершает горе.
Каждый человек переживает горе по-своему, в этой нормальной, хоть и болезненной работе мы, тем не менее, проходим общие для всех стадии.
Начальная фаза горя – шок и оцепенение. «Не может быть!» – такова первая реакция на весть о смерти. Человек в состоянии шока, оцепенения может делать что-то действительно необходимое, связанное с организацией похорон, или же его активность может быть беспорядочной. Бывает и полная отрешенность от происходящего, бездеятельность. Очень часто этот период времени люди описывают, употребляя выражение «живу на автомате». Чувства по поводу происходящего практически не выражаются. Человек как бы замирает, отказываясь жить в новых обстоятельствах.
По существу, состояние оцепенения, шока является сильной защитной реакцией организма. Временно как бы отрицается факт или значение смерти, что предохраняет горюющего от столкновения со страшной утратой сразу во всем объеме. Характерное состояние постепенно, в среднем к 7-9-му дню сменяется другой картиной.
Следующий шаг на этом пути – фаза острого горя, длящаяся примерно 40 дней
с момента трагического события. Это период отчаяния, наибольших страданий
и дезорганизации.
Появляется множество тяжелых, иногда странных и пугающих чувств и мыслей. Ощущение пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность. Человек, переживающий утрату, поглощен образом умершего, идеализирует его, подчеркивая достоинства и избегая воспоминаний о плохих чертах и поступках. Горе накладывает отпечаток и на отношения с окружающими, они раздражают скорбящего, он стремится уединиться.
Изменяется повседневная деятельность, человеку труднее сконцентрироваться на том, что он делает, довести дело до конца, а сложно организованная деятельность может на какое-то время стать и вовсе недоступной.
Чрезвычайно важный момент в продуктивном переживании горя: разрыв старой связи
с ушедшим и создание памяти – это основная работа горя в этот период. Прошлое
и настоящее соединяется памятью, восстанавливается связь времен, и исчезает боль. Наблюдать из настоящего за собой и умершим в прошлом, уже не так больно.
Затем следует фаза «остаточных толчков и постепенного восстановления». На этой фазе жизнь входит в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит, профессиональная деятельность, умерший перестает быть главным средоточием жизни. Человек по-прежнему переживает горе, но эти переживания уже приобретают характер отдельных приступов, сначала частых, а потом все более редких отдельных толчков, какие бывают после основного землетрясения. Такие остаточные приступы горя на фоне нормального существования могут восприниматься человеком как еще более острые. Знакомо Вам: «Чем дальше, тем тяжелее…».
Эта фаза, как правило, длится в течение года: за это время происходят практически все обычные жизненные события и в дальнейшем начинают повторяться. Годовщина смерти является последней датой в этом ряду. Может быть, не случайно, поэтому большинство культур и религий отводят на траур один год.
Постепенно появляется все больше воспоминаний, освобожденных от боли, чувства вины, обиды, оставленности. Некоторые из этих воспоминаний становятся особенно ценными, дорогими, они сплетаются порой в целые рассказы, которыми обмениваются с близкими, друзьями, часто входят в семейную «мифологию».
Нормальное переживание горя приблизительно через год вступает в свою последнюю фазу – «завершения». Боль становится терпимей, и человек, переживший утрату близкого, понемногу возвращается к прежней жизни. В этот период происходит эмоциональное прощание с умершим, осознание того, что нет необходимости наполнять болью утраты свою жизнь. Жизнь берет свое.
Создать в памяти образ ушедшего из жизни, найти для него постоянное место в потоке жизни, найти способы, которыми он его вспоминает (хорошо или плохо) — вот задача работы горя в этой фазе. Он может, например, стать символом доброты, примером мужества или оптимистичного подхода к жизни, или, наоборот, антипримером.
Я хочу особо подчеркнуть, что все эти стадии необходимы и нормальны. Мы должны пройти их одну за другой, чтобы прийти к обычной жизни, в которой пережитое будет частью нашего опыта. Когда люди успешно проходят эти стадии самостоятельно, мы говорим, что время – лучший лекарь. Но порой работа горя принимает разрушительные формы паники, ярости, ночных кошмаров, отчаяния, душевного оцепенения, стремления забыться в алкоголе, наркотиках, острых ощущениях. Если работа горя не проделана, развивается то, что называют посттравматическим стрессовым расстройством.
В этом случае и на каждом этапе нормального переживания горя человек может обратиться к психологу и получить профессиональную помощь.
Психолог СПб ГБУСОН «ЦСПСиД Центрального района СПб»
А.Л. Скачкова Телефон доверия 273-66-25