КУДА УХОДЯТ ЧУВСТВА...
Бывало у вас так, что вы рассказываете кому-то о своей беде, обиде, несправедливости или еще какой неудаче, а ваш слушатель вроде и не игнорирует, отвечает, но вот слова его совсем не утешают и не помогают. Бывало?
Почему? Смотрите статью «ГОВОРИТЬ НА ОДНОМ ЭТАЖЕ или ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАС ПОНИМАЛИ?».https://cspsd-cr-spb.ru/index.php/novosti/2310-govorit-na-odnom-etazhe-ili-khotite-chtoby-vas-ponimali
Сегодня говорим о том, что происходит с чувствами ребенка, если близкий взрослый говорит и слушает, находясь «на другом этаже».
Приходит ребенок домой, делится с вами своими переживаниями, а вместо того, чтобы отреагировать на его чувства, родитель предлагает свой способ решения проблемы. Это самое распространенное поведение родителей!
Во-первых, до недавнего времени, никого из нас не учили трепетно обращаться со своими чувствами. Сейчас учат психологи, учителя, googl.
Во-вторых, нас вообще не учили уделять внимание чувствам. В разговорной речи большинства взрослых встречается в лучшем случае 5-6 наименований чувств (радость, злость, обида, печаль, тоска, вина). Чаще все это определяется как неидентифицированная боль. Вопрос «Что вы сейчас чувствуете?» многих вводит в состояние ступора, заставляет выпалить короткое «не знаю».
В-третьих, когда нынешние родители были маленькими, их чувства также обесценивались (игнорировались).* Им предлагалось «не реветь (так как с высоты полета родителя видно все лучше, и проблема выеденного яйца не стоит), а взять себя в руки и что-то сделать. Т.е. проигнорировав то, что происходит внутри, перейти сразу к рациональному разрешению ситуации.
*напомню, что ЭМОЦИИ ЭТО ТО, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОЯВЛЕНО НАРУЖУ.
При таком раскладе у ребенка есть два выбора без выбора.
Во-первых, принять внутреннюю установку: то, что я чувствую, что со мной происходит – это НЕВАЖНО.
Во-вторых, если мама говорит, что все хорошо, даже если у меня внутри все плохо, мама же лучше знает, значит: «ЕСЛИ У МЕНЯ ВНУТРИ ВСЕ ПЛОХО, А МАМА СКАЗАЛА, ЧТО ХОРОШО, ЗНАЧИТ, КОГДА ВНУТРИ ПЛОХО, ЭТО ХОРОШО»
В-третьих, когда внутри все время (часто) плохо, а выразить адекватно это не представляется возможным, то тут тоже есть варианты. Можно научиться это не чувствовать. Или можно научиться неадекватно это выражать (взрослым не понравится такой способ выражения чувств). А еще можно это накопить в «первом этаже» т.е. в теле и начать «случайно» болеть.
Таким образом, пока ребенок растет, эти выводы укрепляются и укореняются как установки. И вот уже взрослый человек, который не чувствует того, что с ним происходит, не может оказать поддержку своему ребенку. Потому, что столкнуться с чувствами ребенка, значит опять окунуться в свои, хорошо упакованные и почти забытые. И это соприкосновение, может принести боль. И не малую, накопленную с того самого первого случая.
И поэтому, легче перейти сразу на уровень «головы» и подсказать одно из опробованных в своем возрасте решений, потому что не знаю как по-другому, а так и не страшно, что будет больно самому.
Автор: психолог Яни И.В.